Консультации бухгалтера от 23.06.17 г.*

Вопрос:

Об учете ИП, применяющим УСН, доходов от продажи земельного участка и расположенных на нем строений.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы — в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, в случае если земельный участок и расположенные на нем строения использовались индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, то доходы от продажи указанного имущества следует учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-11-11/29521

Вопрос:

Можно ли предоставить каждому хозяйствующему субъекту возможность встречной проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур для проверки исполнения ими обязательства по уплате НДС в целях установления принадлежности контрагентов к «фирмам-однодневкам»?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, за исключением сведений, указанных в этом пункте. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну (подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса).

На основании пункта 1.1 статьи 102 Кодекса указанные в этом пункте сведения об организациях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 317-О специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Кодекса исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Поскольку полученные налоговым органом сведения о выставленных налогоплательщиком счетах-фактурах и сумме уплаченного им налога на добавленную стоимость составляют налоговую тайну и распространение таких сведений без согласия налогоплательщика может причинить ущерб его коммерческим и иным интересам, предложение о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к «фирмам-однодневкам» на основании сведений налогового органа не поддерживается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-07-14/29343

Вопрос:

О сообщении юрлицом в регистрирующий орган об изменении сведений о кодах по ОКВЭД.

Ответ:

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ) (в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, если иное не установлено указанным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица — физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI указанного Федерального закона.

В частности, изменение сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности может быть связано с началом осуществления юридическим лицом новых видов экономической деятельности.

Таким образом, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлена обязанность юридического лица сообщать в регистрирующий орган об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые поименованы в пункте 1 указанной статьи (за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица — физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-12-14/27268

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСН («доходы») и уплаченных после перехода на ОСН.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Состав названных расходов определяется в соответствии со статьей 346.16 Кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.

При этом применение подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса не ставится в зависимость от объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов на общий режим налогообложения расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисленные в период применения упрощенной системы налогообложения и оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-11-06/2/26921

Вопрос:

Об определении налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее — ОПХ), предусмотрены статей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Согласно положениям указанной статьи НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей налогообложения прибыли к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Таким образом, в случае если подразделение налогоплательщика соответствует критериям, установленным статьей 275.1 НК РФ, то такое подразделение следует отнести к объектам ОПХ.

В случае если подразделение налогоплательщика не относится к объектам ОПХ, то расходы по данному подразделению при соответствии их критериям, установленным статьей 252 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/22616

* — по материалам КонсультантПлюс